Успех
на главную написать письмо карта сайта



   Учебный центр "Успех"

   Наши преподаватели

   Отзывы

   Новости

   События

   Статьи

   Законодательство

   Дипломы и свидетельства

   Наши награды

   Наши партнеры

   Правила обучения

   Контакты

Курсы Цены Запись на курсы Корпоративные программы
Начало занятий
Галерея центра Успех
Видеоролики о учебном центре Успех
Наши координаты
Вакансии и резюме


Горячая линия

Суспільне визнання

Лиценции








Учим правила этикета  

(Журнал "Деньги" N3-4(70) 24.01.2008)

Знание правил этикета в современном мире -- это не просто дань моде, а почти необходимость. Хорошие специалисты, которые ко всем своим профессиональным качествам еще и умеют правильно себя вести в различных ситуациях, будь то консультирование клиентов или переговоры с партнерами, особенно ценны. Как выяснили "Деньги", стать знатоком правил этикета нынче стоит не так уж дорого -- от 300 грн. за курс.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками --

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье --

Трудно будет вынимать.

Григорий Остер. Вредные советы

Марина, молодой сотрудник консалтинговой компании, пройдя курс делового этикета, повысила свою репутацию в глазах коллег. Как говорит сама девушку, на курсах она узнала массу интересных вещей. В числе прочего в ее голове глубоко засело правило: дарить женщинам спиртное -- неэтично! Перед новогодними праздниками, когда сотрудники были озадачены тем, что же дарить коллегам (в том числе барышням), она и применила свои знания, авторитетно заявив, что алкоголь в подарок даме -- дурной тон. "После этого отношение коллег и руководства ко мне изменилось. Меня зауважали и начали обращаться за советами", -- хвалится Марина.

Ирина, устроившись на работу в крупной английской компании, чуть было не потеряла место из-за незнания правил делового этикета. "Когда я буквально на одну минуту опоздала на встречу с шефом, то чуть было не лишилась работы", -- вспоминает девушка. К счастью, леди отделалась "легким испугом" -- босс лишь прочел ей предупредительную лекцию на тему "По правилам делового этикета, так делать нельзя...". Дескать, опоздав на встречу, девушка зарекомендовала себя как человек, на которого нельзя положиться. А будучи сотрудницей его компании и опаздывая, к примеру, на встречу с клиентом, она может изрядно навредить имиджу фирмы. В общем, Ирине пришлось потратить парочку недель на курсы делового этикета, которые, как ни странно, ей оплатил работодатель (стоимость подобных курсов в Европе -- $199--499 ).

Можно предположить, что чопорные англичане чересчур придирчивы. Вот и отправляют своих сотрудников на всяческие курсы и тренинги "как себя вести за столом, во время деловой встречи, при общении с тещей" и так далее. Но не только в Англии, а и в других европейских странах курсы по этикету -- явление весьма распространенное. Там уже давно поняли: без знаний правил поведения устроиться на работу и продвигаться вверх по карьерной лестнице будет сложно. Такое понимание начинает проявляться и у наших соседей -- россиян. Там, конечно, стремление постичь правила культурного поведения не столь велико, как в Западной Европе. Но разнообразных школ, курсов, тренингов, семинаров по этикету значительно больше, чем в Украине. На Родине "Деньгам" удалось отыскать менее десятка учебных центров, где преподают правила хорошего тона. А также одну, и, подозреваем, единственную, специализированную школу этикета. Причем обосновалась она не в Киеве, а в славном городе Львове. Видимо, не зря именно этот город часто называют культурной столицей Украины. Впрочем, пройти курс этикета можно не только на специализированных тренингах, а и на курсах офис-менеджеров. Им читают отдельный блок по правилам этикета. Правда, далеко не всем понадобится все остальное, чему учат офис-менеджеров.

Кому это нужно

"Все! Увольняюсь. Надоело, что меня при коллегах, а то и вовсе при посетителях критикует начальство. Я уже на людей бросаться стала", -- объявила как-то Елена, знакомая автора, которая работает менеджером по работе с клиентами в крупном автосалоне. К сожалению, начальник девушки не знаком даже с элементарными правилами этикета. Ведь один из основных его принципов гласит: претензии, порицания, любая критика должны высказываться исключительно тет-а-тет. Если босс, конечно, желает сохранить работника и не заработать себе славу "злого полицейского".

Поэтому не удивительно, что иностранные учебные конторы часто продают подобные тренинги именно управленцам. "Курсы этикета нужны управленцам, которые хотят развить свои soft skills ("мягкие навыки") и более эффективно управлять подчиненными, "продажникам" и "маркетологам", которые фактически являются лицом компании, финансовым советчикам и инвестиционным брокерам, задача которых -- создать ауру успеха..." -- сказано на сайте одной из английский школ этикета.

В Украине же, по словам Валентины Пархоменко, преподавателя учебного центра "Успех", курсы этикета проходят разные люди -- от студентов до руководителей компаний. По ее мнению, кому-то курсы помогают самоутвердиться. Дескать, вот такой я молодец, знаю как правильно переписываться по электронной почте, давать визитки... Кому-то правильное поведение помогает найти престижную работу -- обученный умеет преподнести себя на собеседовании и понравиться будущему работодателю. А кто-то, благодаря знаниям этикета, активно шагает вверх по карьерной лестнице: он заработал себе репутацию милашки, клиенты его любят, и начальство к нему благоволит.

Чему учат

В кратком культурологическом словаре сказано, что этикет -- это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление отношений между людьми. Ныне принято выделять несколько его видов: этикет общения, деловой этикет, столовый этикет. Каждому из этих направлений и учат на всяческих тренингах и курсах. Впрочем, нужны ли специалисту подобные знания, если он вовсе не мечтает о дипломатической карьере или службе при дворе королевы? Преподаватели уверяют, что да. По словам Наталии Заброцкой, директора львовской Школы этикета (организована при Институте Общественного Лидерства), на курсе по этикету общения слушатель узнает о правилах представления, правилах рукопожатия, обмена визитками и так далее. А разве не этим мы занимаемся в повседневной офисной жизни? Оказывается, это тоже нужно делать правильно. Например, при обмене визитками карточку нужно подавать так, чтобы принимающий смог сразу прочитать, что там написано (то есть нельзя подавать ее "вверх ногами"). При передаче визитки следует представиться, четко произнести свои фамилию и имя. Приняв же карточку, ее нужно прочитать и положить на стол перед собой. А сразу прятать визитку нельзя. Равно как и нельзя на чужой карточке делать какие-то пометки. (Напомним: тезис о том, что первое впечатление -- самое сильное, то есть приятное впечатление, оставшееся после знакомства, повышает "капитализацию" того, кто это впечатление оставил. -- Ред.) Впрочем, в Великобритании не видят ничего осудительного в том, чтобы складывать визитки в карман.

Пожалуй, самыми популярными являются курсы делового этикета. Этот "кусок" поведенческой науки состоит из нескольких направлений: от создания делового имиджа (одежда, аксессуары) до ведения переговоров и обедов с коллегами по бизнесу. Там, например, учат, что в компании, где соблюдается дресс-код, неприемлемо являться на работу в туфлях на босу ногу. Или на деловом обеде, где партнеры ограничились только кофе, заказывать еду и жадно ее поглощать. Ведь, как уверяют истинные знатоки делового этикета, от правильного поведения на деловом обеде зависит дальнейший успех в работе.

Правда, правила хорошего тона в разных странах отличаются. К примеру, в Китае громкое чавканье не является признаком дурного тона. Добавим: как правило, курс по деловому этикету включает этикет общения, столовый и ведения переговоров.

Курс собственно столового этикета не менее интересен. Осилив его, "студент" научится правильно вести себя в ресторане и гостях. В частности, верно использовать столовые приборы, грамотно выбирать блюда. А также правильно есть суп, спагетти, устрицы, улитки и другие экзотические яства. Случаи, когда "наш человек" пытался пить воду, поданную для ополаскивания рук после омара, встречаются не только в выступлениях сатириков (сами слышали рассказы "севших в лужу"). По словам Валентины Пархоменко", в этикете не столь важно что есть и какими приборами, сколько само поведение за столом. Например, неэтично громко подзывать официанта, вести себя с ним "панибратски"... Достаточно кивком подозвать его и деловым тоном сделать заказ или попросить счет.

Почем культура поведения

Курсы этикета стоят от 300 грн. ($60) в месяц. Интенсивность обучения -- 2--3 раза в неделю по полтора часа. Тренинги и семинары проходят в более сжатые сроки, обычно длятся пару дней. Цена тренинга по этикету стартует примерно с 1000 грн. ($200) с человека. Для сравнения: в России обучиться этикету можно за $250--500.

Итак, за сравнительно небольшие деньги, как говорят преподаватели, ученик получает те навыки, которые ему, несомненно, пригодятся. Причем как в общении с руководством, коллегами, так и на ужине с семьей в каком-нибудь ресторанчике. Кроме того, равно как и знания и умения сомелье (см. "Деньги", N51--52 от 27 декабря 2007 года, доступно на www.dengi.ua), познания правил этикета могут приятно удивить того же бизнес-партнера. Особенно иностранного. Тамошние бизнесмены и бизнесвуменши, как уже упоминалось, часто посещают подобные семинары, поэтому с правилами этикета ознакомлены весьма неплохо. Так что "приятно удивлять" здесь, скорее, означает "соответствовать". На одном из форумов "Деньгам" даже удалось найти рассказ об известном украинском бизнесмене (имя указано не было), который "недостойно презентовал себя во время делового обеда, из-за чего и потерял расположение своих иностранных бизнес-партнеров".
 
Вместо послесловия

Как считают преподаватели этикета, в Украине практически отсутствует элементарная культура поведения. Люди не знают или не хотят знать его основ. К примеру, мало кто задумывается о том, что некультурно "красть время" руководства, подчиненных, коллег, клиентов. Или то, что неэтично во время беседы с незнакомым человеком прерываться на телефонные звонки... Многие забывают здороваться с консьержкой в парадном и говорить домашним "спасибо", встав из-за обеденного стола. А мы же, вроде бы, в Европейское Сообщество стремимся.

Сколько стоит стать культурным

Ориентировочные расценки на курсы и тренинги по этикету, $

Страна Цена

Украина 60--250
Россия 250--500
Европа, США 199--499

ИТОГО

Знания правил делового этикета -- это не только плюс при трудоустройстве в иностранную контору, но и отличная возможность "зарисоваться" перед собственным руководством и сотрудниками.

Где еще почитать
об этикете:

1. www.kobzeva.ru
2. www.uspeh.net.ua3. www.monakhov.com.ua

Автор:

Татьяна Сидоренко













Поиск по сайту
Компьютерные курсы

Школа архитектурного и ландшафтного дизайна

Школа бухгалтерии

Школа иностранных языков

Академия бизнес решений

Дистанционное обучение

X
Клиенты учебного центра Успех Киев
Нас поздравляют:
Газета "Всё про бухгалтерский учёт"
20 лет учебному центру Успех Киев. Нас поздравляют наши клиенты
Компания "Корисна картка"
Поздравляем учебный центр "Успех" с такой серьёзной датой. Желаем успехов, процветания и побольше довольных клиентов.
Компания ООО "ГЛОБАЛ 17 ИСТ"
Мы работали с Вами впервые, но с удовольствием выразим нашу благодарность преподавателю Вашего учебного центра Грицаю Ихтиандру Алексеевичу!
Агентство интернет-рекламы "3-БИТ"
Сотрудничаем с Учебным центром "Успех" не один год. Ведем их рекламную кампанию в Интернете.
подарочный сертификат успех
Система электронного документооборота «M.E.Doc»



  О центре     |     Курсы     |     Цены     |     Запись на курсы     |     Корпоративные программы     |     Наши координаты
  Developed by Domino    
© 2003-2016 Успех: курсы дизайна, 3d, дизайн интерьера, курсы web, курсы обучения, бухгалтерские, компьютерные курсы, курсы 1С, курсы менеджеров, бизнес курсы.